30 января

Ритейлу нужен стимул для отказа от полиэтиленовых пакетов

Российское законодательство должно предусматривать более серьезную государственную поддержку проектов по отказу от использования одноразовых пластиковых пакетов. Такое мнение в разговоре с ТАСС выразили представители компаний и экологи

По данным "Гринпис", в России ежегодно используется 180 пакетов на душу населения, то есть 30 млрд пакетов в год или 5% от общемирового объема потребления. В октябре 2017 года спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов предложил подумать о введении экологического сбора за использование полиэтиленовых пакетов в магазинах. В том же месяце Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека принял рекомендации, в которых говорилось о необходимости разработать и внести в Госдуму проект закона, направленного на вывод из обращения на территории России одноразовых пластиковых пакетов.

В ноябре того же года от бесплатных одноразовых пакетов на кассах магазинов в России отказалась сеть гипермаркетов "Ашан". "Принимая решение об отказе от полиэтиленовых пакетов, необходимо правильно оценить риски увеличения финансовой нагрузки на покупателей на фоне низкого потребительского спроса. Альтернативы традиционным пластиковым пакетам сегодня на порядок дороже ввиду неразвитости инфраструктуры для их производства. Государственная поддержка развития таких проектов могла бы стимулировать плавный переход российского ритейла на биоразлагаемые пакеты", - рассказали ТАСС в пресс-службе российской торговой сети "Лента", отметив также, что компания предлагает своим покупателям многоразовые эко-сумки для покупок как альтернативу полиэтиленовым пакетам с 2014 года.

С такой точкой зрения отчасти согласен и эксперт "Гринпис России" Александр Иванников. По его словам, отказаться от продажи одноразовых пакетов российским ритейлерам мешает, в том числе, отсутствие законодательных инициатив по предотвращению образования пластиковых отходов. "Возможно, у крупных ритейлеров российских пока существует еще некоторая инерция в вопросе социальной экологической ответственности применительно к пакетной политике. Конечно, отсутствие законодательных инициатив по предотвращению образования пластиковых отходов также не стимулирует их к этому шагу", - считает эксперт.

С конца 2014 года Федеральный закон №89 "Об отходах производства и потребления" содержит в себе пункт, согласно которому среди направлений госполитики в сфере обращения с отходами "предотвращение образования отходов" является вторым по приоритетности. Однако, по мнению Иванникова, эта норма не работает. "Фактически, ни в какой территориальной схеме обращения с отходами ни одного региона в России должным образом не прописано никаких мероприятий по предотвращению образования отходов", - сказал Иванников.

Впрочем, "проигрыш" России в борьбе с пластиковым мусором отражает общемировую тенденцию. "Я думаю, что сейчас мы хорошо понимаем проблему пластиковых отходов, и очевидно, что практически каждая страна на планете должна делать гораздо больше. Ни одна страна в мире не ведет политику, преднамеренно направленную на то, чтобы выбрасывать так много пластика и позволять ему в конечном итоге оказываться в океанах, но именно это и происходит в мировом масштабе. Одноразовые пластиковые вещи получили широкое распространение по всему миру, потому что они дешевы и удобны, и Россия не избежала этой тенденции в потреблении ", - пояснил ТАСС исполнительный директор программы ООН по окружающей среде (UNEP) Эрик Солхейм.

По словам Иванникова, лучшим решением "пакетного вопроса" является переход на многоразовые аналоги. "Не так важно, из какого материала будут изготовлять многоразовые пакеты, потому что даже пластиковые многоразовые сумки и пакеты, которые можно использовать 125 раз, будут меньше оказывать воздействие на природу, нежели одноразовые пакеты, которые потребляют 200 штук в год", - пояснил эксперт.

В то же время ни один из существующих типов биоразлагаемых пакетов, по мнению эксперта, не подходит для использования в России. Первый из них, так называемые оксиразлагаемые пакеты, содержат в себе присадки, которые способствуют распаду полиэтилена на мелкие кусочки. "Мы получаем еще большую проблему - проблему микропластика. Когда такой пакет попадает в окружающую среду, он за несколько месяцев может распасться на мелкие кусочки, которые будут мигрировать в окружающей среде и даже могут попадать, естественно, в пищу к животным, и по пищевым цепям доходить к человеку", - объяснил Иванников. Другой тип представляет собой пакеты, которые полностью изготовлены из растительного сырья. Однако, попадая на свалку, он становится источником парникового газа, способствуя глобальному изменению климата.

По данным "Гринпис", в России на мусорные полигоны отправляется 94% отходов. В то же время, согласно результатам исследования ОНФ, в котором приняли участие 5 тыс. россиян, за введение раздельного сбора мусора в России выступают более 88% респондентов. В мегаполисах это число приближается к 95%. Только 3% респондентов не готовы начать разделять мусор в ближайшие 5-10 лет и только 2% не готовы заниматься этим ни при каких условиях.

 Согласно "Гринпис", даже в Евросоюзе, где на сегодняшний день собирается и перерабатывается 60% мусора, выделить из потока отходов для переработки удается лишь около 7% пластиковых пакетов. Такие данные позволяют экспертам считать, что сбор пакетов не является лучшим решением проблемы, в отличие от попытки в целом сократить их потребление.

"Мировая практика, в принципе, говорит нам о том, что существуют крупные ритейлеры, такие как Liddell, Real, TESCO, которые способны переориентации своей пакетной политики на многоразовые альтернативы. То есть существуют уже в мире прецеденты в США, Евросоюзе, Австралии, когда крупные сетевые супермаркеты, ритейлеры отказываются от одноразовых пакетов, тем самым заметно повышая свою корпоративную социально-экологическую ответственность как перед людьми, так и перед природой", - рассказал Иванников.

 Твердые коммунальные отходы, одной из составляющих которых является пластиковая упаковка, образуют сами потребители. Именно поэтому борьба за сокращение потребления одноразовых пакетов зачастую ведется через воздействие на людей. Рядом с кассами появляются плакаты, напоминающие о том, что многоразовые пакеты меньше вредят окружающей среде; многоразовые брендированные сумки магазинов становятся "скидочными картами"; на парковках супермаркетов водителей призывают не забыть сумку дома.

"Опций, как переориентировать потребителя на многоразовую альтернативу, очень много. Ими просто нужно начать заниматься ритейлерам и добровольно, пока нет закона, который бы регулировал, выстраивать свою маркетинговую политику, ориентируясь на дружественные природе альтернативы", - заключил эксперт.
Страной с самым низким уровнем потреблением пакетов является Ирландия - в 10 раз меньше российской, 18 пакетов в год на человека. В течение 15 лет цена на пакеты в Ирландии планомерно росла, и в результате с 2012 года их потребление снизилось на 95%. Утвержденная в Евросоюзе директива о сокращении потребления легких пластиковых пакетов предполагает использование 90 пакетов в год на душу населения к 2019 году и 40 пакетов - к 2025 году.

Фото: astromeridian.ru

 
Источник: ТАСС
Комментировать

Комментарии проходят модерацию и появятся на сайте только после проверки администратором.